Индексация сайта

Индексация сайта – это процесс сбора, проверки и добавления информации о сайте в базу данных поисковых систем (ПС). Почему этот процесс так важен? Онлайн-продажи, запуск развлекательного или информационного портала невозможен без отдельного места в виртуальном пространстве. Это место должно иметь уникальный адрес (домен), где будет размещаться весь контент. Чтобы сайт могли найти посетители, его необходимо «прописать» в индексе – той самой базе поисковых систем. О том, что это такое и как с этим работать, поговорим ниже.

Немного истории и принципа работы

В конце 90-х годов XX века были предприняты первые попытки структурировать сайты в сети. Ресурсов было намного меньше, а алгоритмы поисковых систем только разрабатывались, поэтому индекс представлял собой некий предметный указатель. Поисковые роботы искали ключевые слова на проверяемых страницах, и зачастую выводили в топ бесполезные для пользователей сайты с переспамом ключей. За несколько десятилетий алгоритмы отбора значительно усложнились. Сейчас значение имеет не только попадание в тематику запроса, но и качество контента, скорость загрузки, доступность ресурса для разных устройств, внутренняя навигация, ссылки и многое другое.

Чтобы индексировать сайты, поисковые роботы обходят их целиком, оценивают все факторы в соответствии с установленными алгоритмами. Если ресурс прошел проверку, он вносится в индекс ПС, и пользователи могут найти его по запросам на странице выдачи. Вся база представляет собой выжимку данных о сайтах. Когда пользователь вбивает свой запрос в строку поиска, ему предлагается каталог сайтов, содержащих релевантную информацию. Ранжирование ресурсов, следовательно и положение в выдаче, определяется полезностью ресурса и соответствием запрашиваемой тематике. Пользователь может предварительно ознакомиться с сайтом и страницей благодаря заголовку и сниппету, которые содержат краткую информацию о ресурсе. Далее принимается решение, переходить по ссылке или нет.

Индексация сайта

На что влияет индексация?

Сайты, «прописанные» в поисковых системах Яндекса и Google, становятся видны всем пользователям интернета, т. е. потенциальным клиентам вашей компании. Ни целевая страница, ни Landing Page не будут представлять ценности, если посетители не заходят на нее. Поэтому важно, чтобы ресурс постоянно находился в индексе, а контент на нем регулярно обновлялся, был интересным и актуальным. Это увеличит приток трафика, значит поможет в реализации основной цели – развитии бизнеса.

Не стоит забывать, что поисковые роботы оценивают не только контент, но и посещаемость, поведенческие факторы, вовлеченность. Эти метрики позволяют определить полезность сайта. Чем они лучше, тем выше поднимаются страницы в выдаче. 95 % трафика по запросу, как правило, собирают первые 20 позиций поисковой выдачи. Сайты, которые находятся на хорошем счету у поисковых систем, обычно успешно продвигаются в топ и имеют высокую конверсию.

Способы индексации в Яндекс и Google

Большинство пользователей Рунета заинтересованы в индексации в поисковых системах Яндекса и Google. Для развития проекта обычно достаточно прописать свой ресурс в этих поисковиках. Провести индексацию можно 2 способами:

  • Естественный. Простыми словами, владелец ресурса ничего не делает, а просто ждет, когда поисковые роботы сами найдут и проверят все страницы сайта. Этот вариант считается оптимальным, так как поисковые системы сами принимают решение, что ресурс полезный и пользуется популярностью. Полезность страниц определяется следующим образом: есть активные внешние ссылки, высокий объем трафика и вовлеченность посетителей. При наличии всех условий индексирование происходит за короткий срок: от 1 суток до 1 недели. Если ресурс «не дотягивает», поисковые роботы могут и вовсе забыть про него.
  • Принудительный. Это способ предполагает принудительную отправку сайта на индексацию. Для этого необходимо заполнить специальную форму на сервисе поисковой системы. Страницы сайта будут помещены в очередь на «прописку», ожидая посещения роботов. Обычно в форму добавляется URL главной страницы, все остальные просматриваются автоматически, следуя карте сайта и внутренним ссылкам. Принудительный способ индексации работает через сервисы Google Webmaster Tools и Яндекс.Вебмастер. Финансовых вложений он не требует, но занимает немало времени.
Оптимизация сайта

Типы поисковых роботов и процесс индексации

Сканированием сайтов занимаются разные боты поисковых систем. Основной робот осуществляет проверку новых страниц перед внесением в индекс. Он же проходится по всему контенту на ресурсе. Если на уже проиндексированных страницах появилась новая информация, она проверяется в соответствии с графиком обновлений отдельным быстрым роботом. Кроме того, есть боты, которые просматривают новостную ленты, графические элементы и многое другое.

Яндекс и Google имеют свои алгоритмы индексации, скорость проверки у них тоже разная. Принято считать, что в Google все происходит быстрее. Система сначала сканирует весь ресурс, отделяет полезные страницы от бесполезных, пропуская в выдачу только качественные сайты. Попадание в индекс Google не обеспечивает место в выдаче. Индексация в Яндексе обычно занимает больше времени. Поисковые роботы проверяют только полезные страницы и отсеивают мусорные. В любом случае ресурс должен пройти проверку обеих систем.

Поисковый робот

Способы проверить индексацию

С помощью инструментов вебмастеров. Ими являются webmaster.yandex.ru или google.com/webmasters. Инструменты предоставляются поисковыми системами бесплатно. Чтобы проверить индексацию в Google, необходимо открыть Search Console, раздел «Индекс Google». В блоке «Статус индексирования» находится информация о статусе сайта. Для проверки в Яндексе надо сначала внести в форму URL сайта и подтвердить права владельца, а затем уже пройти по цепочке: «Индексирование сайта» – «Страницы в поиске».

С помощью специальных операторов. Они вводятся в строку поиска Яндекса и Google. Сначала необходимо прописать значение «site:», после двоеточия – домен ресурса. Этот способ позволяет подсчитать количество проиндексированных страниц. Если результаты проверки в Яндексе и Google сильно расходятся, то возможно сайт находится под фильтром.

С помощью плагинов или спецсервисов браузера. Это дополнения к веб-обозревателю, проверяющие наличие страниц в индексе. Одно из популярных решений – RDS Bar.

Как ускорить процесс индексации

Скорость проверки роботами нового контента на сайте напрямую влияет на быстроту появления страниц в выдаче ПС. Чем быстрее сайт пройдет проверку и попадет в выдачу, тем скорее на него придет аудитория и совершит целевые действия. На скорость индексации влияют следующие факторы:

  • авторитетность сайта;
  • полезность контента для пользователей;
  • отсутствие ошибок при индексировании;
  • частота обновления контента на сайте;
  • наличие перелинковки;
  • вложенность страниц;
  • файлы sitemap.xml и robots.txt (правильно заполненные);
  • выставленные корректно ограничения в robots.txt.

Чтобы ускорить процесс индексации воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Подберите быстрый и надежный хостинг.
  2. Отправьте сайт на индексацию в Яндекс и Google.
  3. Грамотно настройте robots.txt: запретите роботам посещать технические, служебные страницы, а также другую информации, которая нужна вам, но не представляет пользы для посетителей.
  4. Создайте файл sitemap.xml и сохраните его в корне сайта. С его помощью роботы будут проверять структуру страниц и следить за обновлением контента.
  5. Проверьте код всех страниц – ошибок и дублей быть не должно.
  6. Проверьте качество текстов и органичное вхождение ключевых слов.
  7. Регулярно размещайте новые интересные материалы.
  8. Настройте внутреннюю перелинковку – это поможет повысить вовлеченность пользователей в проект.
  9. Настройте навигацию, обеспечьте доступ к нужной странице из главного меню не длиннее 3 кликов. Юзабилити сайтов – важный фактор при ранжировании. Если до нужной информации можно добраться лишь за 10–12 кликов, это приведет к оттоку 90 % пользователей.
  10. Разместите ссылки на ваш сайт на других ресурсах: в соцсетях, на информационных порталах, досках объявлений, тематических форумах и других площадках. Они генерируют большой объем трафика.
  11. Уменьшите вес изображений, если графика замедляет загрузку страниц. Низкая скорость загрузки плохо сказывается не только на индексировании, но и на дальнейшем продвижении выдаче.

Как закрыть страницы от роботов

Выше мы обозначили важность индексации ресурса, но все же некоторую информацию стоит спрятать от поисковых роботов. Зачем это делать? Чтобы продвигаться в поиске, необходимо показывать пользователям только полезную для них информацию. Следовательно, от публичного просмотра стоит скрыть технические и служебные страницы, дубли, ресурсы, которые находятся в разработке, а также конфиденциальную информацию.

Запрет на сканирование можно поставить несколькими способами:

  1. С помощью файла robots.txt. Файл robots.txt устанавливает правила для поисковых роботов. В этом документе можно прописать запрет на индексацию как отдельных страниц, так и всего сайта. Запрет накладывается с помощью двух основных операторов: указания адресата (User-agent) и запрещающей директивы (Disallow), которая не пускает бота. К примеру, если сайт пока не готов к запуску, в файле прописывается такой код: User-agent: *, на следующей строке Disallow: /. Таким образом весь ресурс закрывает для поисковых роботов.
  2. С помощью специальных тегов в файле robots.txt. Как правило, этот способ подходит для скрытия одной страницы от сканирования. При этом могут использоваться теги noindex и nofollow, запрещающие поисковым роботам проверять конкретную страницу или даже часть контента. К примеру, чтобы запретить работу бота, можно воспользоваться следующим кодом: <meta name=»googlebot» content=»noindex, nofollow»/>.

Индексация – сложный процесс, но с довольно простой задачей и далеко идущими планами – внести информацию о ресурсе в базу поисковых систем и дать пользователям максимум полезной информации.